Задача стимулирования производства и применения энергоэффективных светотехнических изделий

Задача стимулирования производства и применения энергоэффективных светотехнических изделий

Светотехнический рынок следовало бы преобразовать так, чтобы повысить рост производства потребления наиболее энергоэффективных изделий. Сделано это должно быть рыночными, а не силовыми методами. Оптимальное решение — проведение системы организованных мер, поддерживаемых правительством. Вот некоторые из них:

1. Стандарты энергоэффективного освещения, нормативно-правовая и институциональная основа

1.1. Нужно пересмотреть СНиП, МГСН, СанПиН и др. нормативные документы, вписав в них следующие пункты:

а. Введение наибольших разрешенных удельных мощностей освещения как для зданий, так и для помещений в них, варьирующихся в зависимости от их вида и функций, а также для осветительных приборов, расположенных на открытом воздухе.

б. Введение лимита на применение осветительных приборов с малой световой отдачей в зависимости от положенных по стандартам уровней освещения, наработки прибора за год и стандартов качества освещения. Обычно не стоит использовать лампы, имеющие световую отдачу ниже 50 лм/Вт, индекс цветопередачи менее 80, соs j > 0,9 и срок окупаемости < 2,5 лет, которые способные функционировать не более 4 тыс. часов.

в. Ограничения применения светильников, обладающих большим спадом светового потока, предназначенное обеспечить возможности быстрого понижения нормируемого коэффициента запаса в целях снижения заданной мощности осветительных установок.

г. Запрет на использование светильников с разрядными лампами и электромагнитными ПРА с высоким уровнем потерь мощности, перевод производства светильников на электронные ПРА с потерями менее 10%.

д. Внедрение строгих требований к режимам эксплуатации светильников (их очищения и замены ламп), чтобы сделать возможным снижение коэффициента запаса и рост качества освещения.

е. Введение строгих правил касательно качества светотехнических изделий, не ограничивающихся безопасностью их применения (в отличие от документации МЭК), но и по таким параметрам, как КПД, световая отдача, соs j, потребление мощности и изменение характеристик во время использования.

ж. Обязательное использование в больших световых установках функции автоматического отключения и включения освещения при нормальном природном освещении или в зависимости от наличия людей.

1.2. Систематическое отслеживание развития рынка, в том числе анализ соблюдения новых правил и норм, оценка степени контроля качества светотехнических изделий в немногочисленных высококлассных сертификационных центрах. Строгий контроль качества КЛЛ у изготовителей. Внедрение комплекса штрафных мер за продукцию, не отвечающую требованиям.

1.3. Строгий таможенный контроль присутствия сертификатов у продукции, ввозимой из-за рубежа. Они должны быть получены исключительно в специальных сертификационных организациях. В светильниках, обладающих такими сертификатами, нужно использовать только те детали (патроны, клеммные колодки и др.), которые прошли сертификацию в тех же центрах.

1.4. Создание отдельных высокопрофессиональных советов из крупнейших специалистов для отслеживания энергоэффективности и экологической безопасности проектов осветительных приборов для различных зданий и строений.

1.5. Введение символа «энергоэффективное изделие» для маркировки товаров, отвечающих новым требованиям.

2. Поддержка цепи поставок элементов энергоэффективных осветительных установок

2.1. Налаживание прочных международных связей контактов с организациями по энергосбережению ряда ведущих (в данном плане) государств (таких, как ФРГ, Великобритания или Китай) для идентификации нормативов в области энергосбережения и рычагов влияния на предприятия, производящие продукцию ненадлежащего качества.

2.2. Оказание научно-технической поддержки иностранным поставщикам ввозимой продукции, деталей и узлов ради повышения ее качества.

2.3. Превращение Московского Дома Света в центр информации по энергосбережению в световых приборах и пропаганды энергоэффективного освещения.

3. Эффективное освещение в жилых и общественных зданиях Москвы

3.1. Периодическая плановая проверка муниципальных зданий, школ, вузов, больниц, поиск некачественных световых установок и планирование их реконструкции (в соответствии с утверждёнными способами энергоаудита).

3.2. Внедрение системы банковского кредитования реконструкции световых установок с кредитами, выплачиваемыми за счёт денег, полученных при экономии электроэнергии.

3.3. Частичная выдача сэкономленных денег (не менее 50%) в течение 3-х лет после выплаты кредита банка людям, работающим в зданиях и сооружениях, поддержавших модернизацию освещения и экономию электроэнергии.

3.4. Создание демонстрационных (пилотных) световых установок в 2-3-х московских школах, 2-х больницах, 3-х детских садах и 2-х университетах (включая их территории).

Организация на основе данных объектов (зон их демонстрации) собраний работников школ, больниц, университетов, а также разработчиков и инженеров этих конструкций.

3.5. Написание и выпуск большим тиражом доступного печатного издания, посвященного пилотным проектам энергоэффективного освещения и достигнутым результатам.

3.6. Прогнозирование развития до 2020 г. освещения публичных и жилых зданий в нашей стране с опорой на систему новейших научно-технических достижений.

4. Общие меры по развитию экономии энергии в световых установках

4.1. Государство издает закон, обязывающий:

— все госучреждения в течение 3 лет за счёт бюджета перейти на КЛЛ и ЛЛ Т5 с ЭПРА;

— разрешить изготовителям КЛЛ и ПРА не выплачивать НДС;

— внедрить требование, чтобы тендер на снабжение бюджетных организаций осветительными приборами выигрывали только предприятия, соблюдающие п. 1.1, а также по цене не более 75 рублей за КЛЛ со световой отдачей 50 лм/Вт, 100 руб. — при 60 лм/Вт, 125 руб. — при 70 лм/Вт, обеспечивающих окупаемость затрат за срок < 3-х лет.

4.1.2. Электросетевые фирмы понижают счет за электричество потребителям, экономящим не менее 30% энергии в результате использования КЛЛ, ЛЛ Т5, ЭПРА.

4.1.3. Из средств фонда поддержки бедных граждан и пенсионеров возрастом свыше 65 лет каждый год субсидиантам бесплатно раздаётся по 3 КЛЛ.

4.1.4. Предоставляются под гарантии государства банковские кредиты со сниженной процентной ставкой и увеличенным сроком выплаты.

4.1.5. Переводится часть средств, выделенных бюджетом на введение новых генерирующих мощностей на стимулирование производителей КЛЛ с целью снижения их цены и усовершенствования технологии производства.

4.2. Поощряется создание «некоммерческих партнёров» специальных проектных, торговых, монтажных, энергосервисных предприятий и соответствующих банковских структур с целью многостороннего и профессионального выпуска «экономных» световых приборов, в которых нуждаются потребители. Данная идея принадлежит А.В. Савельеву (компания «Космос-Энергосервис»).

4.3. Поощряется создание предприятий малого бизнеса, ставящих своей целью увеличение энергоэффективности световых приборов для государственных и жилых зданий.

4.4. Развиваются схемы финансового стимулирования госорганизаций к увеличению экономии энергии.

4.5. Налаживается лизинговая торговля КЛЛ.

4.6. В крупных торговых центрах проводится акция (как посредством СМИ, так и прямо «на месте»), заключающаяся в продаже КЛЛ за полцены там, кто за один раз купит 5 КЛЛ или более.

4.7. Широко и открыто обсуждается комплекс мероприятий по стимулированию экономичности световых приборов в периодическом издании «Светотехника».

Обнародованием данных идей мы хотели бы начать обсуждение этого вопроса, т.к. не считаем некоторые из них единственно верными и универсальными для каждого аспекта проблемы.

Рубрики1

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*